Мастера DELPHI, Delphi programming community Рейтинг@Mail.ru Титульная страница Поиск, карта сайта Написать письмо 
| Новости |
Новости сайта
Поиск |
Поиск по лучшим сайтам о Delphi
FAQ |
Огромная база часто задаваемых вопросов и, конечно же, ответы к ним ;)
Статьи |
Подборка статей на самые разные темы. Все о DELPHI
Книги |
Новинки книжного рынка
Новости VCL
Обзор свежих компонент со всего мира, по-русски!
|
| Форумы
Здесь вы можете задать свой вопрос и наверняка получите ответ
| ЧАТ |
Место для общения :)
Орешник |
Коллекция курьезных вопросов из форумов
KOL и MCK |
KOL и MCK - Компактные программы на Delphi
 
Транспортная компания ногинск грузоперевозки в ногинске.

А СОБСТВЕННО ЗАЧЕМ? (Запоздалая вводная статья)

Немного об пользовательских интерфейсах. Часть 3.

   Термин юзабилити становится все более модным. Его начинают склонять все кому не лень. В том числе и производители программного обеспечения. Не удивлюсь если в скором времени, они будут зазывать пользователей слоганами вроде: "В нашей программе самое лучшее юзабилити. Покупайте только у нас!" Или что-нибудь в этом духе.
   И возникает резонный вопрос, помимо этой своеобразной моды на юзабилити, существуют ли другие основания, для того чтобы программисты дружною толпой кинулись в дебри проектирования интерфейсов и эргономики?
   Давайте попробуем разобраться. Вообще толкового (то есть хотя бы понятного большинству) русскоязычного определения юзабилити не существует. Артемий Лебедев одним из первых введшей этот термин в оборот, применяет его почти исключительно к веб-технологиям. Хотя понятно что, то, что вы видите в окне броузера и с чем взаимодействуете, имеет непосредственную связь и вообще с интерфейсом операционной системы и броузера в частности. Да и вообще, следует признать, проектирование веб-страниц можно рассматривать как некий частный случай проектирования какого-либо интерфейса. Особенно явно проявляется это на тех страницах, которые интерактивно взаимодействуют с пользователем - чем они не программные оболочки?
   Если отойти от узкого, местечкового толкования юзабилити как некого инструмента, область которого ограничиваться только интернетом, то можно с удивлением обнаружить, что неосознанно технологиями юзабилити пользуются многие и довольно часто.
   Во-первых, интерфейсы окружают нас со всех сторон. Обычные автомобильные дороги с их разметкой и знаками - один из самых эффективных интерфейсов, предназначенных для решения проблемы перемещения на автотранспорте. Причем не требующей "локализации" - одинаково понятен во всех странах. Газеты и журналы тоже обладают неким интерфейсом - разделением на страницы, их нумерацией, выделением заголовков и так далее. Заметьте, что речь о дизайне вообще не идет. Дизайнер может менять шрифт в газете, экспериментировать с изображениями, но вряд ли осмелиться покуситься на такие основополагающие элементы интерфейса газеты - как наличие заголовка или нумерация страниц.
   Дизайн и юзабилити лежат хоть и в пересекающихся, но разных областях. Если в дизайне можно оперировать понятиями - "красиво - не красиво", то в юзабилити исключительно "удобно - не удобно". Многие смешивают в один флакон эти две разные по своей сути вещи. Хотя бы, потому что объективного определения, "что такое хорошо" не существует - для каждого свои критерии прекрасного. А вот оценить удобство той или иной программы можно. Самый простой вариант - засечь время и попросить выполнить какую-либо операцию в двух аналогичных программах. Программа, в которой это будет сделано быстрее, обладает более верно выстроенным интерфейсом.
   И вообще все, что касается юзабилити лучше проверять на практике. На западе это делают так. Набирают группу пользователей и них обкатывают программный продукт. Удобно ли вам пользоваться этим "визардом"? В каких случаях вы чаще всего допускаете ошибки в программе? И все в таком духе. Стоит это естественно недешево. Поэтому многие фирмы, желающие сэкономить набирают бета-тестеров (которым потом достанется продукт бесплатно - и поэтому они не всегда объективны), которым и поручают "обкатать" программу и описать её удобства и неудобства.
   Почему именно такой способ? Разве нет каких-либо общих правил? Есть. Причем одно и весьма глобальное - чтобы было удобно. Вот ведь загвоздка - компьютерная индустрия движется такими семимильными шагами, что теория просто не поспевает за практикой. И если вы окунетесь в теоретические изыски юзабилити (если вам посчастливится их найти) - то поймете, что рассуждения о том удобно или неудобно пользоваться мышкой - несколько натянуты для начала 21 века.
   Вернемся к вопросу, нужно ли это программистом? Нужно. Согласитесь, веб-мастер, знающий тэги HTML, но не представляющий как компоновать материал на странице - это нонсенс. Верстальщик уверенный, что заголовок должен быть меньше текста статьи не существует в природе. Тогда почему программист, думающий, что волен обращаться с интерфейсом программы, без оглядки на пользователя, привычный случай?
   Еще один из вопросов стоящих рядом с этой темой, так называемой общая стоимость владения программным обеспечением. Дело в том, что удобный интерфейс обеспечивает помимо повышения работоспособности пользователя еще и уменьшение затрат на его обучение, на так называемую "техническую поддержку" и прочие вопросы связанные с объяснением того, что и где надо "нажать" в программе. Вообще развивая эту идею можно прийти к парадоксальному выводу, что многие специалисты занятые на "компьютерном фронте" должны чуть ли не молиться на Билла Гейта :-) Благодаря его "старанием" все они обеспечены работой.
   Вот собственно об этом аспекте юзабилити - проектировании интерфейсов мы и будем говорить в дальнейшем. Причем рассматриваться будут, как и конкретные программные продукты - их достоинства и недостатки, так и более общие вопросы.

P.S.

   В одном из прошлых материалов, где я рассказывал о программе Intellegent Update, дотошные читатели выставили на вид мою ошибку. Оказывается, я зря разорялся на счет неудобочитаемой надписи в одном из окон программы. Все оказалось проще, никакой путаницы со шрифтами не было - просто название фирмы было выполнено греческими символами. "Вы что, греческий в школе не проходили?" - восклицали недовольные читатели - "Да это, можно сказать логотип!" Если бы я знал, что сия абракадабра - логотип, я бы об этом так и сказал. Но вот не знал. Не сумел рассмотреть. Да и вообще считал, что логотип - это что-то легко запоминающиеся, то, что может служить неким "опознавательным знаком", рекламировать саму фирму. Но видимо я не прав. Или наоборот, не правы господа программисты, выполнившие название фирмы таким нечитаемым образом?


» Часть 1. ФЕНЕЧКИ «   » Часть 2. ЛЯПЫ «


   Внимание! Запрещается перепечатка данной статьи или ее части без согласования с автором. Если вы хотите разместить эту статью на своем сайте или издать в печатном виде, свяжитесь с автором.
Автор статьи:  Вячеслав Ковалев
У автора статьи есть свой сайт mcsa.ru настоятельно рекомендуем посетить!
  

Другие статьи Наверх


  Рейтинг@Mail.ru     Титульная страница Поиск, карта сайта Написать письмо